Врожденная грамотность: миф или реальность?

Врожденная грамотность: миф или реальность?

Вот уж действительно нелегкое испытание выпало на долю современного подрастающего поколения: ни в какое сравнение не идут выпускные и вступительные экзамены прошлых лет с сегодняшним государственным тестированием. Постоянные скандалы в прессе, бунт выпускников, многомиллионная вытяжка из бюджета страны на защиту от фальсификации результатов и, конечно же, немалые переживания родителей за будущее своих чад. Но, если большинству молодых россиян нужен репетитор по математике – ЕГЭ по этому предмету сегодня обязателен – то кому-то не обойтись и без наставника по русскому языку, хотя у этого же учителя другие ученики могут даже не переживать именно за этот экзамен.

Так вот, сегодня часто можно слышать «у меня врожденная грамотность». На самом деле такого понятия в мире науки и медицины просто не существует – абсолютно все люди рождаются и учатся говорить, затем – писать. Кто раньше, кто позже, но грамотностью в широком смысле этого слова они начинают овладевать только к 4-8 годам. Но, если смотреть с другой стороны, в школы действительно приходят дети, которые учатся только на «отлично», все ловят на лету и никогда не делают ошибок в словах – и выученные правила тут ни при чем. Они словно заранее знают, «чувствуют» слово, а потому даже без специального образования во взрослой жизни могут легко подменять корректора на работе. Приговаривая при этом, естественно, что у них – врожденная грамотность.

Но знания передаваться по генам не могут – человеку свойственно наследовать только определенную морфологию строения мозга, когда та или иная его часть более расположены к интенсивному развитию, чем другие. Это когда, к примеру, и родители, и их ребенок больше склонны к образному мышлению, чем к аналитическому – и они не вызубривают правила написания слов, а скорее запоминают их письменный вид как образ. И – все! Все остальное – заслуга самого человека. И те дети, которые радуют учителей безупречностью своих диктантов, просто-напросто еще с раннего детства:

• Постоянно читали со своими родителями книжки, писали вместе слова – образ слов в его правильном виде был постоянно перед глазами. И этот подход признан с точки зрения лингвистических наук более правильный, чем «собирание» того же слова из отдельных кубиков.
• Пребывали в чистой языковой среде, где не было суржика и так называемых «народных акцентов». С такими детьми не сюсюкались, не искажали с ними слова – а говорили, как со взрослыми людьми.
• Были ограничены в просмотре современных мультфильмов, где персонажи говорят много и бездумно. У таких деток речь шла не лавинным поток, а дозированной подачей, где ценилось каждое сказанное слово.

Вот такие простые правила – и репетитор по русскому языку будет нужен ребенку только, если тот собирается участвовать в серьезных олимпиадах. Но даже в средней и старшей школе, когда кажется, что ситуация уже слишком запущена и ваше чадо никогда не научится писать без ошибок – не отчаивайтесь, нанятый педагог может значительно подправить ситуацию и эффективно подготовить своего подопечного к сложному ЕГЭ.

Ссылка на основную публикацию