Воспитание детей в неполной семье

 Воспитание детей в неполной семье

Хорошо, когда в семье есть мать, отец, представители других (старшего и младшего) поколений. Прекрасно, если семья дружная, спаяна общими интересами. Неполная семья — уже возможный источник отклонений в поведении ребенка. Семья такого типа оказывает, как правило, более травмирующее влияние на мальчиков. У детей в неполной семье характерны большая возбудимость, стремление выделиться любыми способами, беспричинное упрямство и пассивность (и для мальчиков, и для девочек). У мальчиков к этому добавляется капризность, истеричность, чрезмерная подвижность, непоседливость, тики. Родитель в неполной семье часто не знает, как уложить ребенка спать.

 Девочки из таких семей менее открыты чем их сверстницы из полных семей. Мальчики, наоборот, более открыты, что делает их уязвимыми. Дети из неполных семей, как вы уже, наверное, поняли, требуют особого внимания. Не подчеркнутого, а заинтересованного, основанного на понимании и желании поддержать. Эти мальчики и девочки при реальной (и даже мнимой) неудаче становятся нервными, демонстрируют свое нежелание прибегнуть к чьей-то помощи (особенно, если она навязчива). В силу социального одиночества у них развивается привычка скрывать от других свои чувства, повышенная утомляемость, истощаемость, заторможенность, пассивность, вялость или, наоборот, гнев по любому поводу и без него (это происходит разрядка, чувства выходят из-под контроля), расторможенность чувств и желаний.

Если вы, представляете неполную семью, пусть наши слова послужат вам напоминанием о том, что вашему родному существу и так объективно нелегко. Не усложняйте ему жизнь придирками и упреками, не смешивайте важное с мелочами, отделите намеренное от случайного. Благодарностью вам послужит психическое здоровье вашего ребенка. Это искусство — своевременно определить индивидуальный оптимальный уровень стресса, преодолимый для ребенка!

Дети из неполных семей, нередко воспитанные вечно спешащей, раздраженной, неустроенной матерью, чаще всего удостаиваются в школе негативных оценок.

Что происходит в результате?

Отнюдь не рост уверенности в себе, не усиление потребности реализовать себя. К сожалению, в таких случаях появляется неуверенность в себе, формируются низкие ожидания. Ребенок привыкает к тому, что им всегда недовольны. Вот ход его рассуждений: «Раз мне все время твердят, что я неумеха, лентяй, неряха, значит я такой и есть». И сей факт он принимает как данность, от которой никуда не деться. Но зарождающееся чувство своей неполноценности ведь точит, как червь, сознание маленького существа!

Впоследствии такой ребенок даже не способен поверить в успех, он просто игнорирует его, не принимает: «Не может быть, чтобы я задачу решил первый и без ошибок: ведь я «троечник». Это беда, когда даже настоящий успех не радует, когда он не приносит ребенку чувства удовлетворения, когда он попросту пугает его, вызывает недоумение, не может опровергнуть сложившуюся у него низкую самооценку. А неверие в себя приведет в конечном счете либо к отрицанию, либо к искажению опыта начинающей свой жизненный путь личности. Такое болезненное самоощущение, став устойчивым, тормозит процесс самореализации.

Ребенок не растет свободной личностью, он не готов самостоятельно думать и действовать, не умеет рисковать. И это естественно: ведь его взращивало семейное самодержавие, которому требуется не игра ума и рук, а безоговорочное подчинение. Но не может вырасти самолюбивым, с чувством собственного достоинства, гордый человек из запуганного ребенка! Очень важно вернуть маленькому человеку спокойствие, нормальный эмоциональный тонус, веру в себя. Тем более, что по своей социальной роли, по своему предназначению именно родители не должны создавать родному существу искусственные трудности. Жизнь сама «позаботится» о них!

Мать и отец — это амортизаторы, смягчающие толчки, помогающие ребенку преодолеть негативное воздействие среды. Давайте остановим себя в рвении требовать от ребенка всего подряд — внимания, сообразительности, умелости…

Ссылка на основную публикацию