На границе между дошкольным и школьным возрастом у ребенка проявляется еще один кризис — кризис семи лет. В этот период ребенок очень быстро растет, «вытягивается» вверх. В его организме происходят важные изменения: созревает нервная система, устанавливается гормональный баланс.
Кризис проявляется в определенных особенностях поведения ребенка, несвойственных для него до наступления этого возраста: потере детской непосредственности, капризах, манерности, клоунаде. Часто родители не понимают, почему у них стал такой конфликтный ребенок. Нарушения развития личности младшего школьника зачастую может происходить по одной причине: расценивание родителями и педагогами учебной деятельности как приоритетной и игровой. Такая позиция приводит к социально-психологической дезадаптации ребенка, а со временем и к значительным нарушениям в его поведении.
Причиной физиологического, характера может быть недостаточное развитие у ребенка функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность. Чтобы знать, как правильно обращаться с ребенком при таких симптомах в той или иной ситуации, следует обратиться к психологу.
Рассмотрим некоторые особенности поведения ребенка в этот период и педагогические ошибки родителей на примере рассказа А. Куприна «Белый пудель».
Мальчик Трилли умышленно поднял истерику из-за того, что не захотел пить горькую микстуру. И сначала он капризничал именно по этой причине. Но потом только ради «победы» над взрослыми он продолжает эмоциональную бурю, требуя, чтобы родители купили ему собаку. В обоих случаях родители удовлетворили желание малого. Неправильное воспитание может привести к деформации самооценки малыша.
Если это уже случилось, дальнейшую педагогическую работу надо направить на коррекцию самооценки ребенка. Одним из возможных средств осуществления такой коррекции может быть поощрение ребенка и аргументированная оценка действий. Однако здесь следует помнить, что хвалить ребенка следует в присутствии других, а высказывать выговор только наедине, чтобы не нанести малышу психологическую травму.
Поражения определенных участков коры и подкорки головного мозга, как правило, обнаруживают позже, уже в процессе обучения ребенка. Каждый участок мозга отвечает за определенные функции организма человека. Так, поражение затылочной области может привести к недостаточному зрительному восприятию и как следствие — недостаточное понимание информации (учебного материала).
В результате поражений на подкорковом уровне снижается работоспособность ребенка, появляется сонливость, нарушаются простые рефлексы (усиливаются или ослабляются), возникают неконтролируемые эмоции, чувство тревоги, тоски, агрессивность; трудности с речью, чтением и письмом, планированием дальнейшей деятельности; разбросанность внимания, снижение памяти, потеря контроля и критического отношения к результатам собственного труда.
Родителям, которые заметили у ребенка хотя бы один из перечисленных симптомов, следует немедленно обратиться к детскому неврологу, чтобы выяснить причину и характер (органический или функциональный) этих изменений. Так, причинами органического поражения мозга могут быть травмы черепа, опухоли, дистрофические изменения мозговой ткани, интоксикации.
Чтобы вовремя заметить и ликвидировать негативные кризисные изменения, и родителям, и педагогам следует быть максимально внимательными к каждому ребенку, учитывать его индивидуальные особенности, относиться к нему как к самостоятельной личности и создавать благоприятные условия для разносторонней реализации этой личности на каждом возрастном этапе развития.