Игра как средство воспитания и развития детей

 Игра как средство воспитания и развития детей

Игра является занимательным занятием для детей, одновременно являясь уникальным способом воспитания и развития личности. Особенно это важно помнить взрослым (воспитателям, учителям, родителям) при включении игры в воспитательный или образовательный процесс. В большей степени это касается дошкольников и младших школьников.

Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат. Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание, высокая познавательная ценность, правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый не только контролирует ее процесс, но и воздействует на различные сферы развития ребенка: поведение, волю, сознание, физическое и умственное развитие.

Иногда знаний ребенка для выполнения задания не всегда хватает, в таких случаях возникают вопросы, что стимулирует познавательную деятельность. Важно не оставить их без внимания, удовлетворив любопытство ребенка. Можно сказать, что игра может быть не только средством закрепления уже имеющихся знаний и навыков у детей, но и стимулом к познанию нового.

Взрослый может использовать игры для воспитания у детей чувства ответственности, отзывчивости, доброты, трудолюбия и других. Подбирая по различным тематикам, возможно ознакомление детей с новыми профессиями, окружающим миром, представлениями о культуре различных стран и народов. С приходом новых интернет технологий стали доступными онлайн игры для детей, которые практически моментально завоевали популярность. Главные отличительные особенности – это круглосуточный и бесплатный доступ, а если учесть их разнообразие, то, можно смело сказать, что они становятся неотъемлемой частью в развитии современного ребенка. Особое внимание в этом случае стоит обратить на обучающие игры онлайн, которые направлены именно на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры с другими детьми (особенно командные) способствуют социализации личности ребенка. В процессе игр, дети учатся следовать правилам, согласовывать действия с действиями других участников игры, стараться не задеть чувства других.

Существует мнение, что есть «плохие» игры и «хорошие». Первые, якобы, учат детей грубости, жестокости, агрессии, либо не учат ничему. Вторые развивают у детей только положительные качества. Однако, мнение это ошибочное. Любая игра развивает ребенка. Однако, то, чем будет наполнено их содержание, зависит от того, что окружает ребенка. И не игра виновата, что дети дерутся на мечах или, выбрав жертву, устраивают «жертвоприношение». Тут, скорее всего, виновато то, что окружает ребенка, его социальная среда, в которой это является нормой. Дети подражают взрослым во всем. Здесь, они проигрывают ситуации, подсмотренные когда-либо в жизни, по телевизору или в компьютерной игре. Поэтому взрослому важно знать, как и во что играет ребенок, и, по возможности, контролировать процесс игры.

Часто в игре требуется физическая активность. Такие игры хорошо влияют на физическое развитие детей, так как при движении улучшается кровообращение, стимулируя работу всех органов. К тому же такие игры на свежем воздухе крайне полезны. Эти игры бодрят, улучшают настроение, активность детей. Правда, здесь тоже есть одно «НО», которое опять, же рекомендует взрослым (педагогам и родителям) контролировать процесс. В некоторых требуется чрезмерно долгое нахождение в одной позе, не стоит этим злоупотреблять, также как и утомляемостью. Хоть и известно, что движение равноценно жизни, однако, переутомлять детей не стоит.

Очень часто, они способствуют и эстетическому воспитанию ребенка. Это возможно благодаря песням, потешкам, загадкам, которые присутствуют в большинстве игр. Кроме того, украшая в игре, к примеру, построенный дом, либо одевая любимую куклу, ребенок развивает свой эстетический вкус.

Таким образом, игры возможно использовать как метод обучения и воспитания детей на всех уровнях развития.

Ссылка на основную публикацию