Детская гиперактивность: особенность характера или тревожный знак?

 Детская гиперактивность: особенность характера или тревожный знак?

Наши с вами детки, дорогие мамочки, порою ну очень активны. Они очень эмоционально реагируют на все мелочи и любят конфликты, которые, конечно, ни к чему хорошему не приводят. Понятие «гиперактивность» уже давно прочно вошло в обиход психологов, и не только их, ведь родители в последнее время аппелируют им не реже, при этом, не зная некоторых основ понятия. Неплохо было бы знать, что означают все эти проявления: являются ли они лишь атрибутами характера либо же тревожным сигналом, на который непременно нужно обратить внимание.

Невинные шалости?

Все родители любят посещать гостей, в особенности тех, кто тоже является родителями. Расклад идеальный: пока детишки заняты веселыми играми, мы с вами едим свежеприготовленные вкусности и слушаем последние новости про общих знакомых. Однако тут во владения врывается новый маленький непоседа, назовем его Миша. Мамочка в панике вскакивает со стула, догоняет сорванца, всеми силами старается его отвлечь, отодвинуть, унести, подхватить. Но это ситуацию не особо спасает: квартира на глазах превращается в хаос. В итоге игра заканчивается, малыш мирно сидит у мамы на коленях, а его отец начинает монолог о детской гиперактивности.

Мальчонка этот начал показывать свой бурный нрав лет примерно с двух. С ним проблемой становилось все: процесс кормежки, учения и так дальше. Острые и колющие предметы, как и клей, спички и тому подобное закрыты за семью замками. Процесс обучения также проблематичен: ведь малыш не может усидеть на месте ни минуты. На семейных поездках также пришлось поставить крест.
Конечно, нам, взрослым, трудно не обсудит повышенную активность мальчика. Добрая половина присутствующих жалуется на современных медиков, которые изобретают различные недуги сами, чтобы неплохо подзаработать на их лечении. Ну а другие смотрят на Михаила и вспоминают свое безоблачное детство. Безусловно, непоседы, балбесы и драчуны имелись в каждой группе детсада или школьном классе. Некоторые стали успешными людьми и хорошими семьянинами, другие так и остались «проблемными» — тут мы наблюдаем обычный разброс судеб.

При этом случае в некоторых ситуациях медикаментозное решение целесообразно. Картина такова: есть расстройство психического характера, которое в силу тех или иных причин нередко встречается среди нынешних детей. Нужно посетить специалиста, а после, быть может, еще одного, в зависимости от того каков характер и степень проблемы. Они вынесут окончательный вердикт.

Комментарий психолога:

Одной из наиболее распространенных болезней современности является «Синдром дефицита внимания и гиперативности» (СДВГ). Ранее темп нашей жизни был заметно медленнее, были другими и отношения, поскольку люди были куда более внимательны друг к другу. Со временем же меняются общественные и семейные нормы и уклады. Ну а младшее поколение является зеркалом и символом эпохи, и выражает ее в преувеличенном виде. Потому термин «СДВГ» появился не для развлечения. Медикам лишь удалось выделить и обозначить весьма непростую проблему, которая включает в себя главные атрибуты синдрома.

При этом нет различных стадий гиперактивности, когда в самом начале может помочь только коррекция психологического характера, а если прошло много времени – то только лекарства. Тут проблема имеет две стороны. Определенные вопросы помогут решить различные специалисты: психолог, невролог, нейропсихолог, психотерапевт, детский психиатр и так далее. Также могут иметься проблемы со здоровьем. Тогда вначале нужно лечить их, а уже после заниматься коррекцией поведения.

Самое главное – уделять ребенку достаточно внимания. Не потому что он является «проблемой», но и потому, что для него самого находится в обществе весьма проблемно. По мнению одной моей клиентки именно недостаток внимания со стороны родителей приводит к проблемам. И доля правды в этом присутствует.

Как выработать «хорошие» механизмы?

Конечно, тот дискомфорт, который непоседа приносит обществу, описать весьма тяжело. Был у меня некогда один ученик. Он совершенно не умел спокойно сидеть на уроках, он бегал между партами, роняя предметы и задевая одноклассников. Мог моментально выскочить и так же моментально усесться обратно. Да и выгонять его из класса было опасно – произойдет вдруг что-то. Приходилось уделять ему особое внимание.

А вот дочь знакомых, которая также страшная непоседа и очень конфликтный ребенок, в школе успевает довольно хорошо, однако, родителям с ней непросто. На вопрос о том, куда она снова бежит, девочка отвечает, что она бежит везде, у нее моторчик. Не так давно с ее мамой обговаривали программу доктора Комаровского про СДВГ. Теперь в доме юной леди строго соблюдаются десять правил, которые были озвучены в шоу. Принципы эти не новы, можно отыскать их в разных источниках, а суть в следующем:

-правила и режимы. Их соблюдает и поддерживает все окружение.

-обстановка. В комнате у ребенка и во всем доме должен быть обязательный порядок, все должно быть надежно и безопасно.

-задачи. Они не обязательно должны быть глобальными, лучше мелкие, однако, четкие и выполнимые

-в общении и постановке заданий нужно уметь привлечь внимание ребенка, сделать акцент на важном. Не забывайте прикасаться с нему, переспрашивать, глядеть ему в глаза.

-важно хвалить малыша за любые достижения, причем не только за результаты, но и за усилия, которые он прилагает.

-когда определен вид занятий, который сыну или дочке дается лучше, то его нужно всячески поощрять и развивать. Рисование, танцы, чтение, уборка в доме – много и часто.

-спорт и прочая активность должны стать непременными атрибутами воспитания. Неважно, танцы это или карате – главное, чтобы энергии ребенка было, куда деться.

-все действия вы со своим чадом должны планировать и обсуждать. Куда вы идете, что будете там делать, чего ожидаете от похода?

Все довольно просто и выполнимо, и многие родители сами приходят к этой схеме, поскольку она и вправду является эффективной.

 Комментарий психолога

Иногда ярлык «гиперактивный» наклеивается на ребенка еще перед тем, как становится ясна суть проблемы. Порою, малыш своим поведением имеет цель привлечь внимание ровесников и взрослых, посылает определенные сигналы, которые нужно растолковать, и это лишь важная и необходимая часть воспитания.

Называть ребенка гиперактивным имеет право только доктор, который проводил его обследование хотя бы в двух разных ситуациях. Только одного «собеседования» очень мало. Конечно проблема должна решаться, иначе исход ее может быть весьма неблагоприятным. Преодоление – это работа небыстрая. Вначале нужно корректировать внимание, затем – движения, эмоции и способы их выражения. Родители обязаны прикладывать усилия – это очень и очень важно. Иногда «проблемного ребенка» им намного проще доверить специалистам. Также, это странно, но бывает, родители вовсе не хотят, чтобы ребенок менялся. Дескать, он не такой как все, внимания ему уделяется достаточно, так что еще требуется? В любом случае разбираться с гиперактивностью нужно, чем раньше, тем лучше.

Ссылка на основную публикацию