В процессе игры выполните с малышом упражнения по методике Монтесори – это принесёт несомненную пользу для его развития.
«Разложим по порядку». В миску высыпьте бусины двух цветов (по 6-7 бусин каждого цвета), а справа от мисочки поставьте две тарелочки. Скажите малышу: «Надо все красные бусины сложить в одно блюдце, а все зеленые – в другое. Чтобы игру оживить, объясните, что это лакомства для зайца и мишки. Причем зайка любит крыжовник, а мишка – вишни. Бусины перекладывать следует по одной, взяв тремя пальцами. Если какие-то бусины упадут на стол, попросите малыша подобрать их при помощи совочка. Эту работу нужно обязательно довести до конца, так как такие навыки очень важны. На первых порах лучше брать меньше бусинок.
«Волшебное сито». Скажите малышу: «В чашке перемешаны манка и рис (покажите крупицы манки и риса отдельно). Как отсюда выбрать все рисовые зернышки? Ведь это невозможно сделать даже твоими ловкими пальчиками. Однако сито поможет тебе!» Для малыша разделение круп будет похоже на фокус. Объясните, как это получается, если в сито насыпать сначала манку, а затем – рис. Рис пересыпать надо в заранее приготовленную тарелку. Когда достигнете результата, порадуйтесь вместе с ребенком.
«Выловим из воды». В миску налейте воду и бросьте туда какие-нибудь мелкие предметы. Попросите ребенка при помощи мелкого сита все предметы выловить и сложить в тарелочку, которая стоит на подносе от миски справа. Сито ребенок должен держать в правой руке.
«Не пролей и не просыпь!» Возьмите кувшин, насыпьте в него немножко крупы и покажите ребенку, каким образом, держа правой рукой кувшин и придерживая левой, крупу пересыпать в стакан, который стоит слева от кувшина. Если малыш просыплет зерна, то должен будет смести их в совок щеткой. Похвалите малыша, если он все аккуратно убрал. К переливанию надо переходить тогда, когда малыш освоит пересыпание. Покажите, как разлитую воду собрать губкой.
«Лепим блинчики, колбаски и колобки». Для начала дайте ребенку маленький кусочек пластилина. Он должен быть размятым. Пусть куклы соберутся за игрушечным столом как настоящая семья, а малыш приготовит для них праздничный обед. Объясните, как делать «блинчики», «колбаски» и «колобки». Затем из таких «заготовок» можно «собрать» фигурки людей и зверей. Помогая малышу, давайте волю его фантазии.
«Открой и закрой». Сыграйте в следующую игру. Ребенок может быть доктором, у которого множество банок с лекарствами, или домохозяйкой, которая держит разные крупы в баночках. Перед малышом поставьте несколько баночек. Их крышки должны быть закрыты. Попросите его все баночки открыть, а после опять закрыть, подобрав правильно крышки. Если они закручиваются, надо проследить, чтобы ребенок крышку крутил, а не банку.
«Лужа». Это упражнение имеет воспитательное значение. Малыш, что-либо пролив, сможет за собой убрать. Сначала научите его переносить воду губкой из тарелки в тарелку. На поднос поставьте две тарелки. Справа – пустую, слева – с маленьким количеством воды. Объясните, как пользоваться губкой, набирая в одной тарелке воду и над другой отжимая. При этом вода не должна капать на поднос с губки. Потом пролейте чуть-чуть воды и покажите малышу, как губкой вытереть лужу.
«Не просыпь». Данный навык ребенок может использовать ежедневно, помогая убирать со стола. Он будет очень рад, что ему, как взрослому, что-то поручают. Покажите малышу, как правой рукой держать щетку, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы на пол не падал мусор.
«Приготовление лекарства». Малыши очень любят размешивать ложкой, к примеру, сахар в чае. Но это получается не всегда. Ведь у ребенка движения пока резкие, ложка о чашку бьется, а чай выплескивается. Помогите ребенку, двигая его ручкой. Проследите, чтобы он держал ложку правильно. С данным упражнением можно связать много игр, от которых развитие ребенка только выиграет. Например, это может быть приготовление еды, лекарства и тому подобное. Чтобы малыш освоил действия с ложкой, надо это упражнение совмещать с пересыпанием ложкой.
«Вылови». На поднос поставьте две тарелочки. Справа – мелкую, слева – глубокую. Налейте в глубокую воды и бросьте несколько плавающих предметов. Попросите ребенка выловить их ложкой по одному и переложить в мелкую тарелку. При необходимости помогите малышу, направляя его ручку. Обязательно следите, чтобы он держал ложку правильно. Данное упражнение необходимо довести до конца: в мелкую тарелку перенести все предметы и собрать губкой пролитую воду.
«Пересыпание ложечкой». На поднос поставьте две чашечки Справа – пустую, слева – с крупой. Сначала, двигая рукой малыша, объясните, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа с ложки перестала сыпаться и, плавно двигая рукой, перенести к правой чашке ложку и над ней опрокинуть. Помогите ребенку набрать крупу, когда ее останется мало. Это упражнение очень полезно сочетать с размешиванием. К примеру, когда малыш может в чай сам насыпать сахар и размешивать его.
«Как посыпать дорожки?» Посоветуйте малышу посыпать «песком» на столе дорожку шириной 4-5 см. Затем полосками бумаги ее ограничьте. Поиграйте: дорожка идти может от одного домика, который выложен из спичек, к другому. Надо песок тремя пальцами сыпать, не выходя при этом за края дорожки. Во время игры во дворе можно дорожку делать между двумя палочками, «сахаром» посыпать песочный «торт» и тому подобное.