Если зрению в утробе матери разрабатываться просто негде, то по поводу слуха таких ограничений не существует. Ещё в утробе матери мир малыша наполнен разнообразными звуками, проникающими к нему отовсюду: голоса родителей, мелодия организма матери, музыка, шум улицы, и даже звуки природы. Ребенок все это слышит, воспринимает и, как считается, узнает уже в первые часы своего существования в новом мире. Его может успокоить знакомый рокочущий голос отца (низкочастотные звуки седативно действуют на детскую психику) или ритмичное тиканье настенных часов, которое напоминает ему размеренное биение сердца матери, когда она находится в спокойном состоянии. Поэтому если яркий свет может испугать ребенка, — новые зрительные образы ему абсолютно ни о чем не говорят, а скорее создают чувство дискомфорта, — то звуки являются старыми «приятелями», которые позволяют объединить новый мир с когда-то знакомым.
Вследствие такой натренированности ухо новорожденного ребенка в состоянии определять близкие и далекие звуки, а малейший ночной шум – даже еле слышный шепот родителей — тут же будет услышан. Однако, благодаря тому, что мир звуков знаком ребенку на момент рождения уже, как минимум, пару месяцев, малыш в состоянии, что называется, абстрагироваться от навязчивых или фоновых шумов, которые могли бы раздражать даже взрослого человека.
Новорожденный не будет реагировать на какие-либо посторонние звуки, если его внимание занято чем-либо интересным для него. Такая способность может сохраняться у детей вплоть до 2-3 лет. Считается, что это вызвано неспособностью маленького ребенка концентрировать внимание сразу на нескольких вещах. Увлеченный исследовательской деятельностью, он может не замечать даже настойчивого голоса матери. Порой не подействует даже крик. Но это отнюдь не своеволие и не неуважение – просто малыш занят и НЕ СЛЫШИТ Вас в данный момент. Попробуйте обратиться к нему тогда, когда он на какое-то время оторвет свое внимание от заинтересовавшего его занятия. Подобное поведение свойственно и новорожденным детям. Если его в определенный момент заинтересовать яркой погремушкой или лицом склонившейся матери, то никакой посторонний, порой даже очень громкий звук не в состоянии отвлечь его.
Уже по истечении первого кризисного периода в жизни новорожденного ребенка – первые пять дней – можно определить наличие у него слуха. Громкий хлопок над каждым из ушек должен заставить ребенка моргнуть. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием. Однако окончательные выводы можно сделать только значительно позже, когда малыш окрепнет и немного подрастет.
Но не так уж и редко, к сожалению, встречается и появление такого недостатка, как врожденная глухота или тугоухость. Повлиять на развитие подобного недуга может большое количество факторов. Это и такие болезни матери во время беременности как, например, краснуха, грипп, корь; и прием различных токсических препаратов, алкоголя, наркотиков и т.п. веществ. Проблемы со слухом создают и выраженные токсикозы во время беременности, гипертония матери, недоношенность или переношенность, сниженный вес ребенка, а также тяжелые роды. Ведь даже если на момент рождения слух у ребенка абсолютно нормален, то одни лишь раньше времени отошедшие воды могут создать угрозу его преждевременной потери.
Поэтому, если в течение беременности и родов были замечены какие-то отклонения, способные вызвать нарушения слуха у Вашего ребенка, а также просто для профилактики, необходимо как можно раньше провести обследование малыша. Ребенок значительную часть информации приобретает извне с помощью именно слуха, с помощью слуха он учится говорить и понимать окружающих, учится жить и находить свое место в этом мире. Если со слухом с самого рождения все в порядке, то все так и происходит. Однако, если вовремя не был выявлен грустный диагноз – глухота или тугоухость – то с каждым последующим годом, месяцем, днем шансов заговорить у ребенка будет все меньше.