Итак, маленький человечек становится почти взрослым – он идет в школу. Меняется все – от прав и обязанностей до образа жизни в целом. Начинается новый для него этап, когда игры должны отходить на второй план, а первоочередной обязанностью становится учеба. Но как и на всяком переходном отрезке происходит естественное наложение всего того, что появилось, на то, что было «до». В период младшего школьного возраста ребенок совмещает в своей жизни два основных вида деятельности – игру и учебу. В младших классах обучение может происходить во время игрового процесса, особенно это часто встречается в учебном процессе первоклассников. Мышление переходит в разряд сознательной деятельности, необходимой для осуществления учебного акта. Игра отодвигается на второй план, а впоследствии и вовсе начинает восприниматься как элемент отдыха .
Ребенок становится самоорганизованным. Появляются в мыслительной деятельности новые понятия : анализ, самоанализ, план действий, рефлексия. Школьник начинает планировать время подобно взрослым. Важно помочь ему в этот тяжелый период и постараться пойти навстречу, создавая максимально комфортные условия для учебы. Однако делать это стоит в разумных пределах – нельзя ни в коем случае развить у ребенка некий ученический эгоизм, когда все семейное расписание подстраивается только лишь под нужды учащегося.
Перемена, которая происходит в это время в ребенке, может очень сильно поразить родителей. Куда-то исчезает привычная детская непосредственность, и некогда такой смешной малыш начинает вести себя удивительно по-взрослому. Появляется абсолютно новый стиль поведения, ребенок становится подвержен принятым в обществе ценностям, обязанностям, потребностям. Ребенок начинает осознавать, что такое мода. Не только девочки, но и мальчики с этого возраста сами предпочитают выбирать себе одежду – их мнение теперь в этом вопросе должно быть основополагающим.
Детские радиоуправляемые игрушки очень полезны для развития ребенка. В подарок для мальчиков младшего школьного возраста очень подойдут радиоуправляемые вертолеты и прочие интересные механизмы.
Перед детьми открывается новый мир, и под действием этого открытия происходит значительная переоценка ценностей. Источником знаний и навыков, авторитетом для ребенка становятся теперь не только родители – появляются учителя. Безусловный и абсолютный авторитет взрослого человека начинает утрачивать свою силу – ребенок, научившись думать самостоятельно, теперь в состоянии выступить оппонентом и отстаивать свое мнение – и это в большинстве случае будет вовсе не капризом, а вполне осознанным стремлением защитить истину.
У юных членов общества формируются новые знакомства в новой для них среде, и именно дружба, завязавшаяся в школьные годы, становится самой крепкой и настоящей. Ребенок начинает планировать свое будущее — дети младшего школьного возраста вполне серьезно могут заявлять, кем они будут, когда вырастут, подкрепляя свои намерения попытками направить свое образование в необходимое для будущей профессии русло. Обязанностью родителей в таком случае является необходимость поддержать стремления ребенка, но не стоит расстраиваться, если через пару дней весь пыл сойдет на нет – это свойственно в таком возрасте, но в то же время подобные метания рано или поздно приведут ребенка к правильному выбору, а многочисленные попытки выбрать то, что ему понравится, позволят значительно расширить кругозор.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте не ограничивается одними лишь умственно-психологическими достижениями – продолжает идти своим путем и физическое развитие. В это время окончательно формируются все позвоночные изгибы, идет интенсивное увеличение мышечной массы. Мозг тоже увеличивает свою массу – лобные доли, отвечающие за высшую нервную деятельность, становятся больше. За счет преобладания процессов торможения над процессами возбуждения ребенок становится более способным к самоконтролю, повышается усидчивость и терпение.