Во время занятий родители постоянно повторяют своему ребенку: «Сосредоточься, не отвлекайся». Вроде бы они приложили все усилия, чтобы сын или дочь были внимательны. Ведь внимание – особенно важное качество на первом году обучения в школе. И родителям очень обидно часто слышать жалобы педагогов на рассеянность и невнимательность своих детей.
Не следует пугаться, услышав, что у вашего ребенка «дефицит внимания» на уроках. Этот термин принято широко использовать, но определить, насколько велик этот «дефицит», могут только специалисты: психологи и нейропсихологи. Для этого ими проводятся исследования концентрации, объема и устойчивости внимания.
Если дети рассредоточены, то можно говорить о том, что у них существуют проблемы с управлением вниманием. Главное для взрослых – это понимание того, что дети не намеренно невнимательны и не хотят что-то выполнять, а просто им трудно это сделать. Умственное напряжение во время работы или на протяжении игры требует внимания. Невнимательным детям тяжело сосредоточиться на каком-то задании и нелегко четко следовать инструкциям. Эти дети привыкли занимать себя тем, что им нравится, а в момент необходимой концентрации сил для новых, незнакомых задач у них возникают проблемы со вниманием.
Психологи в таких ситуациях рекомендуют познакомиться с правилами, которые позволят преодолеть невнимательность детей.
Таким детям необходим четкий распорядок дня. Родителям и близким нужно постараться, чтобы ребенок нечасто выбивался из графика, не переутомлялся, так как это приводит к росту отвлекаемости и снижению самоконтроля.
Внимательность ребенка прямо пропорциональна интересу родителей к его успехам и победам в обучении, а не к его ошибкам и оплошностям. Поэтому заслуженная похвала должна подчеркивать каждый успех, каждую удачу в любой сфере деятельности, требующей сосредоточенности. Например, чтение и раскрашивание, сборка моделей и игры с конструктором.
Задания ребенку желательно давать на определенный промежуток времени. А приступать к выполнению следующего задания нужно только после окончания предыдущего.
Сложные задания обязательно следует чередовать с более легкими. К примеру, сначала можно сделать иностранный язык, затем рисование, а после математику. Между занятиями нужно выделить время для перерывов.
Конечно, в выполнении домашних заданий помощь родителей неизбежна, но она должна быть направлена на формирование у ребенка желания справиться с проблемами самостоятельно, правильно и хорошо. Никакой критики, только понимание и поддержка, которые приведут к возрастанию внимания и интереса к занятиям.