Причинами проявления тревожности у детей являются с одной стороны — это нарушения ЦНС, минимальная дисфункция, а с другой стороны – социальные истоки, в первую очередь, это негативное отношение со стороны значимых для него людей — близких, педагогов.
Тревожный ребенок характеризируется такими признаками:
• часто говорит о тревожных ситуациях,
• при выполнении заданий слишком напряжен,
• любое задание вызывает беспокойство,
• в незнакомой обстановке обычно краснеет,
• когда волнуется — сильно потеет,
• плохо засыпает и спит,
• жалуется на постоянные кошмары,
• многое вызывает в малыша страх,
• часто плачет,
• плохо переносит ожидание,
• боится и избегает трудности.
Что должны делать родители и учителя, чтобы снизить тревожность ребенка?
Самое главное, в семье и в коллективе создать для такого тревожного ребенка позитивную атмосферу. Необходимо установить с ним доверительные отношения, обеспечить его поддержкой со стороны взрослых.
Нужно помогать ребенку бороться со своими страхами, делать это вместе с ним, но никоим образом нельзя делать все вместо него.
Старайтесь повышать самооценку ребенка, чаще его хвалить. С ребенком должен быть постоянный телесный контакт. Для этого даже можно использовать упражнения на релаксацию.
Снижать тревожность в детей можно через процесс межличностного взаимодействия. Ребенок должен учиться овладевать способами установления эффективных и позитивных отношений с другими детьми и взрослыми.
Старайтесь не наказывать тревожного ребенка. Никогда не унижайте его. Это лишь снизит его самооценку.
Для тревожного ребенка вы должны быть во всем примером. Чаще демонстрируйте ему образцы уверенного, и эффективного поведения.
Не предъявляйте ему завышенных требований.
Будьте терпеливы и последовательны в воспитании своего тревожного малыша.
Также, очень важно научить ребенка отличать и определять свои чувства, переживания, и развивать эмоциональное самоопределение.
Очень важна правильная организация жизни детей в группе (в детском саду или в школе). Должно быть доброжелательное и доверительное отношение, обеспечение эмоциональной поддержки со стороны взрослого и положительная оценка деятельности тревожного ребенка.
Учителям необходимо обеспечить позитивное отношение одногодок к неуверенности тревожного ребенка. Им нужно обращать внимание коллектива на его успехи и положительные черты характера. Ну и конечно же ребенка нужно привлекать к коллективной работе, чтобы он чувствовал свою значимость для других детей.
Любите своих детей, занимайтесь с ними, и вместе вы преодолеете все трудности и препятствия.