Рождение малыша — это переход в совершенно новую для него среду обитания, и поэтому первый месяц жизни младенец адаптируется к этой среде. Особое значение для новорожденного имеют первые пять дней жизни, когда он приспосабливается к самостоятельному существованию: учится дышать, питаться, регулировать температуру тела. Абсолютно здоровых детей, адаптирующихся к окружающей среде быстро и без проблем сегодня, к сожалению, рождается все меньше, поэтому обычно в первые дни жизни в роддоме за новорожденным наблюдают опытные врачи – неонатологи, которые при необходимости оказывают им медицинскую помощь.
Но вот критический момент пройден, и новорожденный вместе с родителями переступает порог своего дома. С этого момента основная забота о малыше ложится на молодую мать. Ей предстоит многому научиться: купать, кормить, одевать малыша, а главное, понимать его. Но и ребенок за первый месяц жизни приобретает множество новых умений.
Зрение малыша еще не такое острое, как у взрослых, но зрительная информация имеет для него огромное значение. Уже к 10 дню жизни новорожденный может на короткое время фиксировать взгляд на ярких, крупных предметах. Лучше всего он пока воспринимает желтый цвет, поэтому показывайте ему желтые игрушки. К концу первого месяца кроха уже будет уметь следить взглядом за объектом, который перемещается в поле его зрения на расстоянии 30-40 см. от глаз и поворачивать головку вслед за ним.
В период бодрствования не завешивайте кроватку, пусть ребенок изучает свое окружение, но не забывайте периодически перекладывать его головкой в другую сторону. Кости черепа новорожденного еще податливы и длительное лежание на одном боку может спровоцировать деформацию головки.
Слух новорожденного ребенка продолжает формироваться, если в первые дни после рождения он реагировал только на резкие звуки, вздрагивая или начиная плакать, то к концу первого месяца он уже хорошо различает голос матери, поворачивает голову в сторону звука, начинает отдавать предпочтение тем или иным звукам. Если ребенок плачет, его уже можно отвлечь звуками погремушки или успокоить, разговаривая тихим, ласковым голосом. Головной мозг малыша учится обрабатывать поступающую звуковую информацию, поэтому чаще говорите с ребенком, пойте песни, читайте стихи, демонстрируйте ему звуковые игрушки. Все это благотворно скажется в дальнейшем на развитии речи.
Для развития слуха ребенка подойдет игрушка для новорожденного. Это может быть погремушка с веселых звонким мелодичным звуком, которая будет привлекать малыша и позволит маме немного отдохнуть.
Психическое и эмоциональное развитие малыша в первый месяц жизни направлено на налаживание контакта с окружающими его людьми. Хотя ребенок пока еще большую часть времени проводит во сне, к моменту, когда ему исполнится месяц, он уже будет уметь выражать неудовольствие громким криком, отзываться на обращение к нему с улыбкой, и, скорее всего, уже скажет свое первое «агу», вступив с вами в диалог. Наверняка вы узнаете, что даже плач младенца звучит по-разному, когда он голоден, устал, хочет внимания или чтобы ему сменили подгузник.
Двигательная активность новорожденного пока еще очень ограничена. Его мышцы еще не обладают достаточной силой, а нервная система недостаточно развита, чтобы скоординировать все движения. Активность ребенка проявляется в рефлекторных движениях, появляющихся в ответ на определенные раздражители и являющихся защитной реакцией организма, заложенной природой, и хаотичных движениях конечностями. Мышцы-сгибатели все еще находятся в тонусе, как это было в период внутриутробного развития, когда они помогали поддержать характерную позу эмбриона. Но к концу первого месяца ребенок уже может произвольно поворачивать голову, пытается оторвать ее от поверхности, лежа на спинке, а в положении лежа на животе, поднимать и удерживать голову в течение нескольких секунд. При смене подгузника позволяйте ребенку вволю подрыгать ножками и ручками, нежно погладьте ножки, ручки, спинку, животик, ступни и ладошки. Выкладывайте малыша на животик примерно с двухнедельного возраста, вначале буквально на несколько секунд, затем постепенно увеличивайте это время. Когда ребенку исполнится месяц, ему можно будет делать пассивную гимнастику и массаж.