Ниткопись — это изобразительная деятельность, изделия которой создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность шероховатого, ворсистого материала. Нитки образуют контур изображения. Для того чтобы нитка не сдвигалась, ее надо прижать пальцем за законченным участком изображения и уже затем формировать новый участок.
Для лучшего восприятия изображения ниточка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и качества. Многообразие вариантов сочетаний разных ниточек будет источником для творчества.
Для работы понадобятся: тонкая шерстяная или кошмелоновая нить, иголка, бархатная бумага (для бесклеевой работы). Если для фона берется ткань, то необходим клей ПВА, тонкая кисть, копировальная бумага, эскиз работы, которая будет выполняться, рамка для оформления.
В процессе работы по ниткописи формируются внимание, глазомер, зрительная память, фантазия, аккуратность, образное мышление.
Выбор цвета в ниткописи зависит от художественного вкуса автора, темы выбранной работы. Выбор цвета не должен быть случайным: в готовой работе нельзя уже один цвет заменить другим, потому что сразу нарушается цветовая гармония.
При подборе цвета учитывается фон, на котором будет выполнена работа. Прикладывая, рассматривая рисунок, подбирают для фона основной цвет. Расссмотрев несколько вариантов цветового решения, выбирают наилучшее, выразительное сочетание. Для каждой работы подбирается разный фон, ребенок выбирает его сам.
Ниткопись способствует развитию у ребенка художественного вкуса, умению подбирать цветова, способствует умению сравнения, наблюдения, сопоставления, обсуждения готовых работ.
Ниткопись требует от ребенка четкой очень организации занятий, трудолюбия, большого упорства, мастерства.
Трудно определить, где кончаются занятия по изобразительному искусству и начинается трудовое обучение.
Все вместе взятое можно назвать художественным трудом.
На занятиях с ребенком по ниткописи царит непринужденная обстановка. Свобода выбора практической деятельности привлекает ребенка. Доброжелательные, деловые отношения создают у него творческий настрой.
Необходимо стремиться, чтобы работы имели красивую и аккуратную отделку.
Задания для работ по ниткописи могут быть:
— по зарисовкам после прогулок;
— по образцу, рисунку с таблицы;
— на темы после чтения басен, сказок, стишков.
— по самостоятельному творческому замыслу.
При выборе мотива или сюжета для творческой работы важно учитывать сложность операций, закрепленные навыки и ожидаемое качество детской работы, с тем чтобы оценить труд ребенка по достоинству.