Человек на протяжении своей жизни вжился в роль, навязанную ему кем-то извне — родителями, педагогами, друзьями. Так он и реализует не свою, а какую-то иную жизнь, выполняет не свою, а кем-то другим предписанную программу. Он привыкает к этому существованию, которое приобретает устоявшуюся форму, исключающую попытки попробовать себя в другом, хотя внутренне робкий протест существует. Чем меньше складывается судьба в такой замещенной жизни, тем больший дискомфорт испытывает человек, тем большие нервные ресурсы на это затрачивает. Жизнь не по своей мерке, а по чьей-то «выкройке» тем труднее, чем дальше реальные возможности от исполняемой роли.
Чужая роль делает человека посредственным, смешным, жалким, непристойным, искусственным. Вокруг каждого растущего человека должна быть создана область автономного поведения, в которой ему предоставлено право на собственный выбор, на реализацию своих возможностей, на добровольную выработку нравственных правил. Любой из нас должен быть способен к противостоянию, к неподчинению жесткому диктату, к самоуважению.
Другого не дано: от того, насколько человек удовлетворяет естественную потребность реализовать свои интеллектуальные, физические, нравственные силы, в значительной мере зависит, включится ли он активно и творчески в жизнь или же пассивно подчинится ее течению, а, возможно, сломится под ее напором, упадет от усталости, погубит самое драгоценное в себе. Только осмысленное, гордое существование, целесообразное, полезное, обогащающее умножает силы, помогает личности созидать себя.
Альтернативы этому нет: ампутация личности в человеке ведет к смерти. Не обязательно физической. Но психологической бесспорно. На нас с вами лежит ответственность за здоровье малыша сегодня и завтра. Не злоупотребляйте выражениями типа: «Я думал, из тебя получится большой человек, а ты так подводишь меня». Неспособность ребенка реализовать себя в соответствии с высокими родительскими планами действует как фактор, активно нарушающий его приспособление, влечет за собой расстройство поведения и деятельности.
Ваш жизненный план, составленный в расчете на сына или дочь, не только должен отвечать их личности, но и не быть слишком конкретным, тогда его можно будет реализовать разными способами, он не должен требовать от них поступков точно по образцу, исключать риск, свободу выбора.
Не забывайте: негативные оценки — очень сильный раздражитель для маленького ребенка. Они не мобилизуют, а блокируют активность его внимания, подавляют способность воспринимать, тормозят мыслительную деятельность. Чрезмерное давление, авторитарность создают у ребенка стойкую вредную доминанту в работе мозга, что рано лишает его пластичности, и как следствие — истощение нервно-психической энергии, отставание уровня самозащиты.
Повторяем: в зависимости от резервов конкретного ребенка способы его реагирования на факт собственной нереализованности могут быть различными и по характеру действий, и направленности эмоций — уход в себя, нападение на других, имитация счастливого бытия, вживание в чужую жизнь… Не реализоваться и быть счастливым нельзя!
Хотите видеть в будущем своих сыновей и дочерей состоявшимися, позволяйте им с первых лет их жизни упражняться в этом умении!