Одним из наиболее важных периодов в жизни ребенка является его адаптация в школе. Обычно самыми сложными считаются начальные классы, когда малыш еще толком не может рассказать о том, что его беспокоит. Взрослые должны поддерживать его в это время, периодически проверять, нет ли серьезных причин для беспокойства. Например, дискомфорт в школе может быть связан с тем, что ребенок не может приспособиться к использованию общественного туалета. Если же все на первый взгляд в порядке, то стоит задуматься, возможно, проблема кроется в общении с другими детьми – возможно, его запугивают или попросту дразнят.
Основным фактором, влияющим на скорость адаптации ребенка к школе, является его самооценка. Она в значительной степени зависит от того, как к малышу относятся дома, как оценивают его успехи и поражения, любят ли, поддерживают ли, принимают таким, какой он есть или требуют чего-то невозможного. Уже в возрасте 5 лет можно судить о самооценке ребенка по его поведению, насколько он смел или боязлив. Поэтому одни дети решительно берутся за новые дела, а другие сомневаются в своих возможностях до последнего. Однако для всех них поход в первый класс – стресс, спровоцированный новым графиком, новой обстановкой, новыми людьми. В этот период как нельзя кстати придется поддержка со стороны родителей.
К сожалению, не все мамы и папы способны с пониманием относиться к действиям малыша – некоторые считают, что с рожденья ребенок должен делать все идеально правильно. Поэтому одним из ошибочных действий родителей является оскорбление или унижение чада за полученную «двойку» в школе. Ведь в данном случае гораздо лучше обратить внимание не на неудачу, которая и без того уже расстроила ребенка, а на то, что могло стать ее причиной. Возможно, малыш просто не умеет концентрировать свое внимание, плохо видит с доски или плохо слышит учителя, поэтому знания даются ему так трудно.
Однако, даже если со здоровьем ребенка все в порядке, понижать его самооценку, обижая его, не следует. Ведь успеваемость и представление ученика о своих способностях находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга.
Родителям необходимо усвоить несколько рекомендаций:
— не кричите на ребенка;
— не скупитесь на похвалу, если она заслужена;
— развивайте любознательность малыша.