Для каждого родителя важны не только первые слова их чада, но и также, что маленькие дети говорят. Многие находятся в замешательстве, если первые слова или звуки далеко не напоминаю классическое мама. Это нормально, далеко не все дети произносят первым слово мама или папа, хотя это вероятно, так как слово простое для произношения и при этом является одним из самых важных для ребенка. При этом маленькие дети поначалу могут лишь лепетать, имитируя звуки и интонацию тех слов, которые хотят произнести, либо ассоциируют с интересующим предметом. Также, для ребенка в 6-8 месяцев, нормальным является поведение, когда он будет пытаться ответить каждому, кто будет заговаривать с ним, как правило, у него получают разные звуки, порой не очень осмысленные. Это также полностью отвечает норме развития ребенка до года.
В дальнейшем маленькие дети говорят больше звуков, они становятся осмысленными, а также появляются первые слова. Важно подхватить момент и начать стимулировать дальнейший рост словарного запаса активной речи и улучшения качества произношения. Для маленьких детей норма коверкать слова, они лишь учатся выговаривать и управлять своим голосом, а слова в большинстве случаев для них не очень понятны. Но, если упустить момент, то неверное произношение отложится в памяти и в дальнейшем, ребенок будет коверкать эти, либо все слова. В этом случае без длительного и сложного процесса переучивания с привлечением логопедов не обойтись. К году, нормальным считается произношение осмысленных звуков. Например, би-би это машина, агу – огурец, а мя – мячик. Ребенок произносит эти звуки осмысленно для того, чтобы чего-то добиться, при этом важно не переходить на один язык с ним и гнуть свою линию. Например, когда просят мячик, надо давать его и повторять это мяч. И так с каждым предметом, ребенок будет запоминать истинное значение и постепенно первичные звуки вытесняться правильными словами.
В дальнейшем с ростом ребенок будет интенсивно прогрессировать, так к 1,5 годам большинство детей уже знают и могут выговаривать до 50 простых слов. Чаше всего маленькие дети говорят слова, состоящие из нескольких простых слогов, при этом те которые чаще всего употребляют взрослые. Например, тетя, дядя, баба, папа, мама, деда выучиваются довольно быстро, ребенку не составляет труда довольно чисто произносить эти слова. Более сложные слова вроде печенье, конфета дают лишь некоторым, при этом различные звуки представляют довольно сложную задачу для ребенка. Чаще всего до 2-3 лет эти слова либо выговариваются в сокращенном виде, либо очень сильно искаженными. Поэтому, не стоит переживать, если ваш ребенок никак не может выговорить сложные слова, это также является нормой, к трем годам произношения значительно улучшится, а эти слова больше не будут проблемой.
Часто маленькие дети говорят просто, не понимая смысла, они подхватывают понравившуюся речь или звуки взрослых и начинают их применять без особых поводов. Это двоякая ситуация, с одной стороны такое надо поощрять, ведь ребенок учится чему-то новому, познает мир и любознателен. С другой стороны, следует слегка пресекать, так как это выливается в многочисленные казусы, особенно в гостях. Лучше всего попытаться в игровой форме научить, что повторять не зная смысла плохо и доступно для ребенка объяснить смысл подхваченного им слова, причем можно сделать нужный эмоциональный напор и немного перекрутить сам смысл в вашу сторону. Однако нельзя ему напрямую это запрещать, так как дети могут начать делать это просто из-за того что запрещают. Также нельзя ругать за повторение ваших слов, иначе ребенок может замкнуться либо боятся проявлять инициативу и изучать новое.