Способность к обучению и играм заложена у ребенка с рождения. Он уже способен видеть, слышать и чувствовать, поэтому осознает многое из того, что его окружает. С самого начала малыш реагирует на звуки, яркие или двигающиеся предметы. Он постоянно чему-то учится, и одним из способов, развивающих у него определенные навыки, становится игра.
Огромная роль в обучении принадлежит игрушкам, стимулирующим развитие малыша на каждом этапе его жизни. Когда он совсем маленький, не стремитесь тщательно выбирать их. Ему еще все интересно и, возможно, что он предпочтет играть многими вещами из домашнего обихода, а совсем не дорогими игрушками. Но в первое время той «игрушкой», которая доставит малышу самую большую радость и благодаря которой он приобретет свой первый жизненный опыт, будете вы. Малыш, особенно в первые месяцы жизни, может часами развлекаться, наблюдая за вами, подражая вашему голосу и выражению лица.
В первый год жизни малыши быстро меняются, поэтому игрушки, которыми они восторгаются в возрасте двух месяцев, спустя год их совсем не привлекают. Растущему малышу на каждом этапе развития нужны будут разные стимулы, поэтому и игрушки надо подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Игрушки, предназначенные для совсем юных младенцев, быстро надоедают подросшему малышу. В то же время игрушки для старших детей не только слишком сложны для младенцев, но и опасны, потому что содержат мелкие детали, которыми можно подавиться.
В первые месяцы у вашего малыша происходит развитие основных чувств — слуха, зрения и осязания. Ему потребуются игрушки, развивающие эти чувства и дающие представление о цвете, структуре и форме предметов. Младенцам очень нравятся двигающиеся, подвешенные над головой, предметы, которые они могут долго и пристально рассматривать. Вы можете сами сделать их из цветного картона или вырезанных журнальных картинок и подвесить на вешалку для одежды. Эффект будет точно таким же, как и от купленных дорогих игрушек. Как только малыш научиться размахивать ручками и ударять по предметам, он полюбит шумные погремушки. Поняв, что он сам может заставить их греметь, он будет стараться управлять своими действиями, работать руками и координировать их движения с перемещениями глаз.
У новорожденного кисти сжаты в кулачки, но постепенно они начинают расслабляться, поэтому, если вы что-нибудь положите в его открытую ладонь он на несколько секунд сожмет ее. Хватательный рефлекс, хорошо выраженный при рождении, постепенно исчезнет, и малыш начнет не только хватать, но и бросать предметы. В возрасте двух-трех месяцев он попытается дотянуться до игрушки, чтобы потрогать ее. Первые хватательные движения малыша являются важным шагом к обучению координации рук и глаз.