Сегодня поговорим об идеальном ребенке — соседском, друзей, знакомых, героев газетных публикаций и телевизионных передач, но не нашем. Какой он, идеальный ребенок? С самого рождения он ночью спит, не плачет, не болеет, читает и играет на скрипке. К тому же веселый, жизнерадостный и больше всего любит порядок. Затем учится сразу в четырех школах (общеобразовательной, художественной, музыкальной и спортивной) и всюду — на «отлично». Имеет врожденную неприязнь к компьютерным играм, чипсам, сигаретам и сомнительным компаниям. Насобирав до двенадцатого класса сто килограммов грамот, дипломов, кубков и медалей, успешно сдает экзамены и поступает в академию академий, откуда выходит академиком-бизнесменом и, за год-два, сбив мультимилионное состояние, женится на скромной не ленивой девушкой, которая очень нравится маме.
Но такими бывают только чужие дети. Наши — не такие. Они даются нам знать с первой минуты своего внутриутробного существования, дергают нервы, пьют кровь и делают все, чтобы воплотить в жизнь известную поговорку о цветах жизни на могилах родителей. Понятное дело, я иронизирую и преувеличиваю. Потому иногда смешно, а иногда горько слушать сетования родителей на детей. И не обязаны дети быть такими, как мы хотим! И не будут. Ничего страшного на самом деле в этом нет. А наши разочарования — это последствия наших иллюзий.
Мы придумали идеал. А сами по пять раз пересдавали сессию, влюблялись не в тех и стали не учеными-священниками, как хотела мама, а портными-программистами. А теперь искренне желаем чаду в день рождения: «Расти послушный, сынок!» Ага …
Не сложилось у нас самих когда-то со спортивным разрядом, игрой на баяне или со вступлением в мединститут — мы с надеждой спешим перевести эти почетные миссии на детей. Но они оказывают сопротивление, потому что у них свое предназначение. «Кем ты хочешь стать?» — «А я что, не буду собой?» Вот вам истина устами ребенка! Да, они таки будут собой, несмотря на все наши попытки сделать их кем-то. Это мы их видим врачами-адвокатами, а они станут хакерами, художниками или строителями. И хорошо, если станут, кем хотят. Потому что иногда наша направляющая сила может быть столь разрушительной, что в мире только увеличится количество несчастных людей, которые идут не своим путем, а навязанным, и страдают от этого. И ненавидят родителей. Чем делают их несчастными тоже. Поэтому попробуем не совать детям в мозги своих сценариев. Ради своего и их добра.
Конечно, нельзя оставлять ребенка на произвол судьбы и ждать, что из него вырастет что-то путное. Нужно помогать, направлять, советовать, давать попробовать … Нельзя только заставлять и ломать. Прислушайтесь к желаниям и призваниям ребенка, развивайте его таланты, только без насилия и формирования чувства вины за то, что он не соответствует вашим представлениям об идеале.