Во сколько лет впервые возникает дружба? Как начинает дружить ребенок? Потребность в дружбе возникает у человека очень рано, как правило, к трем годам жизни. С этой же потребностью приходят и первые проблемы коммуникации малыша со сверстниками. Обычно ребенок быстро прекращает игру, если вдруг возникает тревожность, что его игрушки отнимут, внимание его родителей будет уделено какому-то другому малышу, реагируют дети довольно остро – слезы, агрессия.
Для малыша возрастом два-три года это вполне нормально. В этот период жизни ребенок еще не умеет преодолевать свой детский эгоизм и с трудом делится игрушками или сладостями. Маленькие люди уже тянутся друг к другу, и хотят общаться, но играть вместе пока не умеют. Как правило, они просто ведут свои игры одновременно, на свою тему, не вовлекая сверстника, или же ненадолго включаясь в игру соседа.
Спустя некоторое время с помощью родителей, ребенок получает навыки совместной игры, учиться делиться и понимает, что игрушку своему товарищу он отдает на время, она к нему обязательно вернется, более того, он может и сам попросить поиграть чужой вещью. Например, если у другого маленького человечка есть микроробот Hexbug Nano, а его товарищу родители подобных игрушек не покупают, он решается позаимствовать его у друга.
Примерно к 5 годам уже возникает полноценная сюжетная игра, которая, увлекает гораздо больше, чем игра в одиночестве и малыш теперь с легкостью преодолевают свой страх, эгоизм и играют вместе.
В 7 лет ребенок играет дольше, и вполне может вести свою сюжетную линию и играть в одиночестве. У него за спиной уже есть опыт общения со сверстниками, теперь это общение не сводиться только к игре, детей могут объединять дискуссии о прочитанных книгах, событиях, о новых игрушках – у кого из сверстников микроробот hexbug жук, кому родители купили новую компьютерную игру. В этом возрасте малыша не столько волнует, с кем и как играть, сколько то, каким уважением и популярностью он пользуется среди своих сверстников. Среди групп детей уже появляются лидеры, их расположение, если они для ребенка являются авторитетом, дают чаду уверенность в собственных силах, психическую стабильность.
А что делать, если со сверстниками не выходит полноценного общения? Могут ли взрослые заменить друзей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, взрослые не в состоянии уделять столько времени на игры, как и дети, не умеют полностью вовлекаться в игру. Их авторитет сбивает с толку ребенка и идет несколько другая игра нежели между сверстниками.
С другой, родители, безусловно, оказывают огромное влияние на мнения ребенка, помогают осознать свою индивидуальность, демонстрируют способность оценивать себя в разных ситуациях. Без этого формирование полноценной личности невозможно.
И если родные и приятели дарят ребенку безграничную любовь просто так, то уважение и любовь сверстников ему нужно заслужить. Большинство детей справляется с этой задачей, отношения с новыми людьми налаживаются, таким образом, происходит обогащение социального опыта малыша, самоутверждение в новом кругу общения.