Детские страхи бывают самые разные, часто неожиданные и непредсказуемые. Страх может быть даже полезным, если он защищает от опасности, проистекает из инстинкта самосохранения, а бывает разрушительным, болезненным.
Причины, вызывающие детские страхи, тоже различны.
Некоторые страхи, большая их часть, вырастают из индивидуального жизненного опыта малыша: напала собака – появится страх собак, захлебнулся в ванной – будет бояться глубины или воды вообще.
Часть страхов возникает из-за неумения что-то делать, недостатка навыков и того самого опыта. Ребенок, к примеру, может бояться незнакомых людей, потому что не знает, как нужно вести себя с ними. Как только он научится, страх пройдет.
К сожалению, многие страхи формируются по вине взрослых. Распространенный случай – «безобидные» родительские угрозы, которые взрослые используют в воспитательных целях. Это все фразы вроде «Будешь и дальше так себя вести – бабай заберет», угрозы отдать ребенка, если он не послушается и так далее. Такие угрозы, конечно, не исполняются, но могут стать началом страха. Еще один вид навязанных страхов возникает, когда родители, сами того не желая, связывают в сознании ребенка определенные обстоятельства с обязательной опасностью: «Пойдешь один – потеряешься», «Не бегай – упадешь!». Часто ребенок просто заражается страхом кого-то из взрослых. Если малыш ударился или упал, вполне возможно, что ему не больно, он просто отряхнется и побежит дальше, но мамин страх, дрожащий голос или крик «Я же тебе говорила! Не бегай! Ударишься, будет больно!» заражает его чужой эмоцией. И вполне возможно, что ребенок быстро усвоит этот страх, примет его за собственный, ведь эмоционально малыш и мама очень связаны.
Иногда ребенок выдумывает страхи сам: он может бояться выдуманных сказочных существ, злого волшебника, домового или монстра, который живет под кроватью, придуманных животных. Как правило, выдумывают страхи те дети, которые подвергаются чрезмерной опеке. Если ребенку не хватает живых эмоций от контакта с реальным миром, если его утомляют заботой и он не получает достаточно ярких впечатлений от реальности, он будет создавать яркие впечатления сам, выдумывать и фантазировать, в том числе выдумывать страхи.
Еще один детский страх резко выделяется в ряду других – это страх разлучиться с мамой. Примерно до трех лет ребенок очень привязан к матери – она не только способ контактировать с миром, познавать его, но и гарантия безопасности. Когда мама далеко, ребенок чувствует себя беспомощным и беззащитным.
Если в семье часто случаются ссоры, ребенок будет бояться чаще и сильнее, чем его сверстники из более дружной семьи. Малыш даже может чувствовать себя виновным в ссорах родителей.
Со страхом не всегда нужно бороться.
Некоторые страхи полезны, это своеобразная форма инстинкта самосохранения, защищающая малыша от опасностей. Но нередко страх приобретает патологические формы, такой страх нужно лечить и устранять.
Здоровый страх возникает в момент приближения опасности (например, малыш видит лающую собаку на улице) и исчезает, как только опасность миновала. Патологический страх не проходит так быстро, он может возникать беспричинно, влиять на настроение и даже здоровье, руководить ребенком, когда он общается с другими людьми и внешним миром. Патологический страх ходить в детский сад или школу вполне может вызывать настоящие болезни, если болезнь – единственный путь не ходить туда. Если страх хоть как-то сказывается на здоровье или психике ребенка, стоит поскорее обратиться к психологу и врачу.
Помочь ребенку победить страх можно и самостоятельно.
Никогда не ругайте и не высмеивайте малыша за его страхи, даже если они совсем необоснованны. Так ребенок только спрячет свой страх поглубже, начнет его стыдиться и бояться еще сильней. Попросите малыша нарисовать свой страх, обсудите его без лишних эмоций, предложите исправить рисунок: добавить что-то, что сделает картинку не такой страшной, или что-то стереть. Кстати, детские страшные истории, которые дети постарше с таким удовольствием рассказывают друг другу («в черном-черном доме черный-черный человек…») – тоже способ проговорить и проработать свой страх. В целом, дети, которые много общаются со сверстниками и животными, не так подвержены страхам.