Чувство ответственности у детей появляется с возрастом. В пять — семь лет малыш уже способен понять, что каким-то своим проступком он обманул доверие окружающих, подвел их. Часто перелом в мышлении ребенка происходит не постепенно, а в какой-то определенный момент.
Обычно это связано с событием, которое негативно отозвалось на самом ребенке. Например, от него отвернулись друзья или из-за него произошло несчастье. Но, понятное дело, ждать когда же наконец что-то случится, не следует. Лучше постепенно воспитывать в малыше чувство ответственности за свои слова и дела.
Важное поручение
Начинать нужно с малых лет. Ненавязчиво, ежедневно, по мелочам. Первым делом приучите кроху нести ответственность перед самим собой. Пусть малыш убирает игрушки, постель, моет ботиночки или посуду. Это его дисциплинирует. Если он что-то не выполнил, не делайте это за него. Не вымыл ложку — пусть ест грязной, вряд ли это ему понравится!
Затем переходите к следующему этапу. Распределяя домашние обязанности, не забудьте про малыша. Например, он может доставать газеты из почтового ящика или расставлять на столе посуду перед обедом. В общем, устройте так, чтобы он нес ответственность и перед другими членами семьи. Кстати, ребенок так устроен, что убирать постель за родителями ему приятнее, чем за собой. Он воспринимает эту обязанность как привилегию, а не как наказание.
Можно поручить малышу дело и посерьезней. Как правило, чувство ответственности просыпается в детях, если им доверить живое существо. Даже маленький ребенок способен покормить рыбок, птичку или хомячка, погулять с собачкой. Животные умеют быть благодарными, и вскоре ребенок перестанет считать за труд возложенные на него обязанности.
Без меня не обойдетесь!
Не забывайте хвалить и благодарить малыша за выполненное поручение. Он должен знать, что его хорошие поступки не остались незамеченными. А то ведь часто бывает наоборот: родители замечают только то, чего ребенок не сделал, а если все выполнено на «отлично», то считают это в порядке вещей. Мол, нас-то никто не хвалит за работу! Но психика маленького ребенка еще недостаточно закалена, поэтому малыш нуждается в поощрении. Если же он не выполнил порученного дела, не ругайте его, постарайтесь разобрать его поведение. Ведите беседу таким образом, чтобы ребенок сам понял свою вину. Дайте ему возможность проанализировать ситуацию и сделать из нее выводы.
Чувство ответственности часто просыпается в экстремальной ситуации. Например, кто-то из членов семьи заболел. Попросите ребенка записывать температуру или вести дневник наблюдения. Малыш будет уверен, что без его помощи вам ни за что не обойтись, поймет, как вы в нем нуждаетесь! Из маленького беспомощного существа он вдруг превратится в опору семьи. Для становления личности эта новая роль может оказаться переломной.