Чтение очень полезно для детского развития. И немаловажную роль в этом играют русские народные сказки.
В целом народные сказки делятся на: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Ученые утверждают, что именно такой порядок правильный по времени их возникновения: сказки о животных могли быть охотничьими историями, составленными, чтобы задобрить зверя для удачной охоты; волшебные сказки отражали сложные представления о существовании высших сил — добрых и злых, с которыми человек боролся, и поздними является социально-бытовые, которые показывали жизнь народа на протяжении его истории.
Все эти жанровые разновидности сказки дают ребенку различные педагогические уроки. Так в сказках о животных выделяют больше воспитательный морально-этический пример аллегорических героев, а в социально-бытовых сказках всенародное сатирическое осмеяние нравственных пороков. Волшебная сказка имеет несколько иную специфику, поскольку передает большей частью мифологическое начало с помощью закодированных символов в космогонических образах, но, как и в социально-бытовых, она особенно актуализирует веру в светлые идеалы, ведь несмотря на различные трансформации и борьбу с вымышленными сказочными существами «добрый» персонаж (его называют еще «обездоленным» или «добротворцем») остается верным морально-этическим ценностям и, как следствие, добро всегда побеждает зло, что придает особого воодушевления в исповедание идей светлых сил.
Большей частью народные сказки доносят до современного читателя архаичные представления и верования, которые обычно основываются на первоначальном мифологическом мировоззрении славян. Поэтому то, что теперь мы называем сказкой, могло быть мифом, однако в процессе исторических наслоений он видоизменился, и поэтому можно констатировать факт, что миф в некоторых проявлениях стал сказкой. Отсюда имеем, с одной стороны, так много непонятных и странных фантастических элементов сказок, а с другой — единое наследие древнего мифа. Времена проходят, а главное средоточие сказочного сюжета словно окаменело и в таком виде доносит до нас первичные истоки нравственности, которые хотя были языческими, однако всегда отличались мотивом поиска Бога, постановкой вечных вопросов о происхождении мира, человека, его кратковременное определение на земле приводили к попыткам найти исток всего — Вечный Абсолют.
Но сказка существовала не только во времена языческих верований, она прошла сквозь историю и имела много поздних религиозных взглядов. Поэтому можем говорить об определенной «христианизации» сказочных сюжетов и создание новых. Со времени крещения Киевской Руси качественно изменились философско-богословские, общественные взгляды. Появились в народном сознании, а затем соответственно и в сказках, понятие греха, вины, наказания, покаяния, прощения, вечной награды. Правда, очень длительное историческое время новые религиозные осознания были в плоскости двоеверия, поэтому отмечались сочетанием язычества и христианства. Поэтому еще долго, особенно это чувствуется в сказочной традиции, элементы христианской духовности имели очень относительный, конформистский, а затем светский характер. Бога «задабривали», вместо того, чтобы в молитве с благодарностью, с верой, надеждой и любовью приносить на духовный жертвенник Господу человеческие радости и терпения, так доверяя жизненные вещи единому Божьему плану. Интересно, что, читая фольклорные записи, сделанные в ХХ в., до сих пор можем проследить определенную смесь — эклектику — мировоззрений мифологического и христианского мира.
Сегодня тоже создаются новые сказочные сюжеты, правда этот процесс уже не такой активный, как в прошлых веках, но именно на них формируется мировоззрение наших детишек, особенно в нравственном смысле. Нравственное воспитание детей очень зависит от сказки, с нее взрослые черпают свои духовные силы, также это тот потенциал, который заложен еще в детстве.
Воспитание — это длительный процесс развития чувств и воли, духовного и физического потенциала личности, умение с этической точки зрения давать оценку явлениям жизни, процесс выработки убеждений и мотивов поведения, вместе с этим формируется характер. Христианское воспитание — это Божья педагогика, которая должна быть непрерывным процессом работы над формированием души и тела человека. Основой христианской педагогики являются Священное Писание. Чтение Библии в семье — это лучший помощник в воспитании, но отборные сказки также хорошо будут формировать и развивать духовность ребенка.
Поэтому подбор хороших материалов, домашнее чтение или слушание хорошей литературы, особенно сказок, для любых детишек должно быть особенно критическим и почтительным, что, прежде всего, нужно вам, дорогие родители.